Могилевский областной суд

Адрес: 212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 85

Телефоны для справок: 8 (0222) 32-70-26, 32-70-30
Телефон доверия: 8 (0222) 32-68-27
Горячая линия: 8 (0222) 32-70-26

E-mail: obl-mogilev@court.by


Верховный Суд Республики Беларусь
Президент Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Обзор нормативных правовых актов
Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Могилевской области
 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О МЕДИАЦИИ» - ВАЖНЫЙ ШАГ В РАЗРЕШЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ СПОРОВ

 

     Споры и конфликты являются постоянными спутниками процесса общественного развития. Для того чтобы они не оказывали негативного влияния на отношения сторон, их необходимо быстро и эффективно разрешать.

     Одним из перспективных альтернативных способов разрешения правовых конфликтов является медиация.

     Медиация – это уникальная возможность для граждан и участников делового оборота самостоятельно и оперативно в ходе переговоров при содействии незаинтересованного лица, имеющего специальные навыки и знания, урегулировать имеющийся конфликт с учетом взаимных интересов и заключить соглашение, условия которого будут устраивать обе стороны.

     В Республике Беларусь Закон «О медиации» принят 12.07.2013 (далее - Закон), вступил в законную силу в январе 2014 года.

     Целью создания и принятия Закона является содействие урегулированию споров путем проведения примирительных процедур без участия государственных судов, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений и формированию этики делового оборота.

     Закон небольшой по объему, регулирующий только основные вопросы, такие как: сфера деятельности, принципы, требования к медиаторам, организация деятельности медиаторов, условия проведения медиации, ее результаты, правовые гарантии, связанные с обращением сторон к данному способу урегулирования конфликта (влияние на сроки исковой давности, возможность обращения в суд, последствия заключения соглашения об урегулировании спора и вопросы его исполнимости).

     Стороны имеют право на обращение к медиатору как до обращения в суд, так и после возбуждения дела в суде. Особенности проведения медиации после возбуждения производства по делу в суде определяются процессуальным законодательством.

     Среди основополагающих принципов медиации в первую очередь необходимо выделить добровольность. Это важнейший принцип медиации, определяющий ее природу как альтернативной процедуры. По общему правилу стороны нельзя принудить к участию в медиации. Медиация может иметь место только при наличии взаимного волеизъявления сторон. Кроме того, после начала медиации стороны (или одна из них) могут в любой момент выйти из нее без объяснения причин. В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Закона медиация прекращается по письменному заявлению одной, нескольких или всех сторон, направленному медиатору, об отказе от продолжения медиации.

     Исходя из принципа добровольности и волеизъявления сторон, Закон закрепляет право, а не обязанность сторон обратиться к медиатору.

     Принципы добросовестности, равноправия и сотрудничества сторон взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Добросовестность предполагает предусмотрительность, порядочность сторон спора и отсутствие намерения на злоупотребление предоставленными медиацией правами.

     Достигнуть соглашения невозможно без реального равноправия сторон, принуждение к соглашению не допускается ни со стороны медиатора, ни с другой стороны переговорного процесса.

     В отличие от состязательности в судебном разбирательстве взаимодействие сторон в медиации основано на сотрудничестве. Все вопросы, требующие обсуждения, стороны решают по взаимной договоренности, исходя из интересов, без выяснения правовых позиций, исследования доказательств и установления фактов. Сотрудничество возможно только на основании равноправия сторон.

     Беспристрастность по отношению к сторонам означает, что медиатор не вправе отдавать предпочтение или быть зависимым от какой-либо из сторон и проявлять это в своих действиях.

     Медиатором может быть лицо, не связанное никакими отношениями со сторонами и в силу этого способное действовать независимо от них.

     У желающих урегулировать конфликт должна быть не только возможность выбора между судебной, досудебной и внесудебной медиацией, но и возможность выбора квалифицированного специалиста в этой области.

     Закон не содержит ограничений по профессиональному образованию медиатора, кроме того что оно должно быть высшим. Допуск к осуществлению функций медиатора лиц с различной базовой профессией и установление для них единых квалификационных требований осуществляет Квалификационная комиссия по вопросам медиации.

     Круг лиц, которые могут быть медиаторами, весьма широк: это юристы, психологи, экономисты, руководители компаний, специалисты в технической сфере и другие.

     Медиация основывается на доверии, которое стороны оказывают медиатору как лицу, способному обеспечить эффективное ведение переговоров (пункт 2 статьи 3 Закона).

     Руководствуясь в своей деятельности принципами беспристрастности и независимости, медиатор в силу положений абзаца третьего статьи 1 Закона не может быть лицом, заинтересованным в том или ином результате урегулирования спора. Медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны (пункт 3 статьи 4 Закона), а также вносить сторонам свои предложения об урегулировании спора, если стороны не договорились об ином, выступать по данному спору третейским судьей (пункт 2 статьи 13 Закона), ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон (пункт 3 статьи 13 Закона).

     При этом медиатору предоставлено право взаимодействия как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

     Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью, данная норма закреплена в пункте 1 статьи 6 Закона, соответствующие изменения внесены и в часть четвертую пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). Вместе с тем медиатор имеет право на вознаграждение, размер которого устанавливается по соглашению со сторонами (статья 17 Закона).

     Медиатор вправе осуществлять свою деятельность самостоятельно или в составе организации, обеспечивающей проведение медиации. Организация, обеспечивающая проведение медиации, может быть создана в качестве некоммерческой организации в форме учреждения либо в качестве обособленного подразделения юридического лица (пункт 2 статьи 6 Закона).

     В силу статьи 10 Закона, имея намерение урегулировать в медиации все или отдельные споры, которые возникли из связывающего стороны правоотношения, стороны в письменном виде заключают соглашение о применении медиации. В таком соглашении стороны определяют срок и место проведения медиации, медиатора или организацию, обеспечивающую проведение медиации, а также иные согласованные условия. По истечении срока проведения медиации, определенного соглашением о применении медиации, медиация прекращается (абзац второй пункта 1 статьи 14 Закона).

     Соглашение о применении медиации считается заключенным с момента одновременного письменного фиксирования в документе волеизъявления двух сторон либо с момента, когда вторая сторона письменно выразила согласие на предложение первой стороны или медиатора о применении медиации. Сторонам предоставлено право выбора наиболее удобного для них способа предложения и заключения такого соглашения.

     При этом законодательно закреплено, что срок проведения медиации не может превышать шести месяцев со дня заключения соглашения о применении медиации (пункт 4 статьи 13 Закона).

     Указанные положения Закона вызвали необходимость внесения соответствующих в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ГПК).

     Так, Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 N 59-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам развития медиации» предусматриваются следующие нововведения в ГПК.

     В пункте 3 статьи 262 ГПК закреплена обязанность суда разъяснять сторонам право на добровольное урегулирование спора путем заключения мирового соглашения либо в порядке медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства.

     Статья 160 ГПК дополнена пунктом 4-1, обязывающим суд приостановить производство по делу в случае заключения сторонами соглашения о применении медиации. Статья 285 ГПК дополнена правилом об установлении судом в этом случае срока проведения медиации.

     ГПК дополнен новой статьей 285-1, регулирующей последствия заключения медиативного соглашения по делу, рассматриваемому в общем суде.

     В случае заключения сторонами медиативного соглашения суд по заявлению сторон будет возобновлять производство по делу для решения вопроса о принятии таких распорядительных действий сторон, как заключение мирового соглашения, отказ истца от иска либо признание иска ответчиком.

     В Могилевской области имеются медиаторы, готовые оказать гражданам помощь в урегулировании гражданско-правовых споров:

     В г. Могилеве – Боровикова И.А. – адвокат юридической консультации Октябрьского района г. Могилева.

     Ивашков Дмитрий Анатольевич (свидетельство от 05.04.2016), контактный телефон +375 (25) 532-46-18.

     Ивашкова Елена Васильевна (свидетельство от 02.09.2016), контактный телефон +375 (29) 241-78-22.

     Аркадьев Олег Леонидович (свидетельство от 13.10.2014), контактный телефон +375 (29) 676-98-85.

     В г. Бобруйске – Зинякова И.К. – адвокат юридической консультации г. Бобруйска;

     Парфенова Е.И., Шиханцов Г.Г. – адвокаты Могилевской областной коллегии адвокатов, осуществляющие свою деятельность в индивидуальном порядке.

     

     

     Заместитель председателя Могилевского областного суда                    С.И. Стальмахова




МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
212030, г. Могилев, ул.Первомайская, 85 Схема проезда
Телефон для справок: 8 (0222) 32-70-26, 32-70-30
E-mail: obl-mogilev@court.by



Создание сайта - Прыдума